Диски из легких сплавов - одна из составляющих стильного вида автомобиля. Кроме того, это долговечная, практичная и устойчивая к нагрузкам деталь. Такие диски сегодня широко используются в личном транспорте. Однако крайне невысокое качество российских магистралей портит даже надежнейшие из легкосплавных дисков. На них появляются различные дефекты, в результате дисками пользоваться становится уже невозможно.
Для ремонта такого диска придется прибегнуть к сварке. Конечно, диски из стали можно сваривать любым способом. А вот диски из легких сплавов - только при помощи специальных технологий. Среди них есть аргоновая сварка. Сваренный на воздухе шов вскоре повреждается, в результате его придется снова ремонтировать. Аргоновая сварка мешает шву окислиться, и тот становится надежным и однородным, не уступая по этим качествам основному металлу.
В основе состава дисков из легких сплавов лежат активные металлы. При нагревании на воздухе они окисляются. Следовательно, простой способ сварки не годится. Вот тогда на выручку приходит аргонно-дуговая сварка. Она предполагает защитную ванну из аргона.
Аргон - инертный газ. При сварке он не реагирует с какими-либо еще веществами. Подачей аргона в область сваривания можно создать защитную среду, чтобы кислород не мог попасть к соединяемым деталям. Тогда они не окислятся, а значит, шов будет безупречен. Ему окажутся не страшны весьма большие нагрузки.
Динамические нагрузки на диски провоцируют появление многих видов механических дефектов. Но все их можно исправить аргонно-дуговой сваркой.
Тогда дисбаланс диска не возникнет, и при его использовании не будет биений.
При аргоновой сварке могут использоваться электроды. Диаметр их выбирается по характеристикам деталей. Состав металла влияет на вид используемой присадочной проволоки. При ручной аргонно-дуговой сварке используется вольфрамовый электрод. А при автоматическом варианте нужны плавящиеся или не плавящиеся электроды.
Автомастерские ремонтируют колесные диски, главным образом, ручной сваркой.
Для создания хорошего соединения поверхности должны быть подготовлены.
Если починка диска требует замены отсутствующего элемента, то заплатку нужно выбрать того же состава, что и диск.
Диски из легких сплавов свариваются в режиме с обратной полярностью.
К диску подключают "массу", а к электроду подают положительный потенциал. Тогда вся область нагрева находится около электрода, и свариваемая область не перегревается.
Инвертором устанавливают силу тока, используемого при процедуре. Тонкие участки диска варятся на токе до 120 ампер, а на утолщенной части - на токе до 140 ампер.
Для создания защитной среды начинают подавать аргон за пятнадцать-двадцать секунд до того, как запускают сварочный процесс. Выключение подачи аргона делается через пять-десять секунд после окончания процедуры.
Начав подавать рабочий ток, горелку с электродом практически вплотную подносят к свариваемым частям, но контакта при этом избегают. Оптимально подносить ее на пару миллиметров. Данное расстояние позволяет соблюсти нужную для сварки температуру. В результате шов получает высокую надежность и качество.
Горелку с проводом медленно передвигают вдоль будущего шва. Присадочную проволоку максимально плавно вводят в область действия.
При этом надо тщательно избегать прикосновения электрода к поверхностям. Иначе дуга может загрязниться, и тогда сварка будет делаться труднее.
Рабочую печь разжигают осцилляторами, превращающими сетевой ток в импульсы высоких частот с напряжением в 2-6 кВт и частотой в 0,15-0,5 килогерц. Используя подобные импульсы, можно быстро поджечь дугу, и здесь не понадобится соприкосновение электрода и поверхности.
Насколько хорош получится присадочный шов, определяется правильностью выбора проволоки с присадками. Проволоки бывают, например, с добавками цинка, кремния, титана.
У каждого производителя сплав имеет свой состав. Так что до начала сварки надо внимательно изучить техпаспорт, где указан состав металла, либо воспользоваться базой, содержащей сведения о составе металла для конкретной модели.
Если глубина дефекта не превышает трех миллиметров, разделка с ним включает в себя создание краев, похожих на букву V. В толстых участках разделка Х-образная. Для удаления излишков напряжения просверливаются двухмиллиметровые отверстия у торцов трещин. Ну а для выравнивания скола борта требуется болгарка.
Прежде, чем наплавлять продольную трещину, ее надо прорезать насквозь. Только тогда не будет риска дальнейшего появления и увеличения трещин. Выравнивание краев поперечных трещин можно сделать, просто прорезав их.
Глубина скола определяет число наплавляемых слоев. Шов не должен быть длиннее трех сантиметров. Важно, и чтобы стежки каждого слоя после первого были перпендикулярны предыдущему. Полезно сделать валик с запасом. Тогда после шлифовки не появятся углубления.