Большая часть российских автомобилистов отлично знает о существовании услуги правки литых дисков. Качество отечественных дорог известно каждому, и любой водитель может попасть колесом на кочку или яму. А это опасно даже для литого диска.
Так, "словившая" серьезное повреждение деталь может поменять круглую форму на "восьмерку". Тогда любой нормальный автомобилист либо несет запчасть на ремонт, либо заменяет ее.
Здесь мы опишем наиболее востребованные типы автодисков. Объясним, какой тип чем хорош, и чем он чем плох. Дадим краткое описание процесса выпрямлений дисков в автомастерских.
Типы
Сейчас выпускаются три главных типа таких дисков. Они классифицируются по материалу и методу производства:
- литые. Самый покупаемый тип. На него идут сплавы, содержащие алюминий либо магний. Расплавленный металл под давлением заливается в форму. После застывания он извлекается и обрабатывается на станке, уже механическим путем. Чтобы изделие вышло прочнее, изготовители прокатывают заготовку еще до ее остывания. На выходе получается легкое и прочное изделие. В результате экономится топливо, а подвеска меньше нагружается. Еще так можно делать продукцию самого разного дизайна и для разных машин. Но пригодность подобного диска к ремонту мала. Повреждения обода часто становятся причиной микроскопических трещин, из-за которых диск может расколоться от малейшего удара;
- стальные штампованные. Наиболее примитивный из типов. Производятся штампованием стали. Одновременно дешевый и пригодный к ремонту вариант - к примеру, если машина наедет на яму, обод гнется вместо раскалывания. Получающуюся вмятину нетрудно прокатать в автомастерской. Главные минусы - значительная масса плюс низкая эстетичность. А из-за большого веса при езде уходит больше топлива, машина становится менее управляемой, а ходовая часть сильнее нагружается. Еще автомобилисту потребуется применять пластиковые колпаки и часто смазывать диски средством, защищающим их от коррозии;
- кованые. Наиболее прочные и легкие. На обод идут сплавы, содержащие алюминий. Такие изделия делаются штампованием цельной заготовки, после которой ее обрабатывают механически. Удары обычно не раскалывают обод, а гнут его. Ремонтопригодность очень высока - можно выпрямить чуть ли не любые вмятины и изгибы. Минусы - дороговизна, ограниченный дизайн.
Выравнивание литых изделий
Итак, опишем возможность и процесс ремонта литого диска.
Обод из легкого сплава прочнее штампованного, следовательно - его труднее ремонтировать. Незначительные повреждения можно починить без нагревания. А вот деформации покрупнее можно разровнять лишь после нагревания.
Сильный удар может спровоцировать трещину. Чтобы после этого отреставрировать литой диск, необходима аргонно-дуговая сварка. Так можно сварить места разрыва и заделать мелкие трещины.
Процесс подготовки к ремонту:
- диагностика. С обода снимают шину, чтобы определить, из-за чего диск потерял форму. Так, "восьмерка" заметна сразу, а вот мелкие и микроскопические повреждения можно выявить, лишь тщательно исследовав изделие;
- оценка неполадки. На этом этапе выясняется тип деформации и подбирается метод для починки диска. Так, не слишком крупные повреждения можно исправить "холодной" рихтовкой. Деформации посильнее исправляются лишь на нагретом металле. Ну а трещины требуют сварки;
- промывание обода. Правят лишь промытый диск. На грязном можно упустить какую-нибудь микротрещину, что понизит качество ремонта.
Для выпрямления литого диска нужно спецоборудование. Так что автомастерская должна иметь прокатные станки и профессиональный инструмент. Иначе она не сможет нормально отремонтировать диск. Разумеется, качественный ремонт обойдется достаточно дорого.
Плюсы и минусы ремонта литых колес
Чтобы правильно решить, нести диск в мастерскую или на свалку, надо разобраться в достоинствах и недостатках ремонта. К примеру, ремонт "восьмерки" сильнее ударит по кошельку, чем приобретение новых дисков.
Плюсы ремонта:
- диагностика, проводимая мастерами, даст информацию о неполадках. Увы, нередко водителю кажется, что диск к ремонту уже непригоден, и придется раскошелиться на новый комплект. Однако даже в таких случаях починить диск может оказаться просто;
- если деформация невелика, то покупка новых дисков обойдется дороже. Дорогие колеса тоже дешевле отремонтировать, чем заменить.
Минусом ремонта является то, что полностью отсутствие проблем при езде с диском после ремонта никто не гарантирует. А еще диск вскоре может снова потребовать ремонт. И так регулярно. Тогда дешевле разок купить новый комплект.
А еще нагреванием диска можно испортить его эксплуатационные показатели. Он становится менее прочным, и тогда обод может расколоться от любой попавшейся ямы или кочки.