Необходимость балансировать колеса возникла одновременно с созданием первой машины. Так как скорость передвижения авто постоянно растет, а качество покрытия автотрасс изменялось, то мнение о дисбалансе пересматривалось.
Дисбалансом принято называться подвижные массы, которые не уравновешены, например, обода, ступицы и т.д. Из-за дисбаланса различных элементы конструкции авто быстрее выходят из строя. Кроме этого снижается безопасность вождения, а стоимость содержания авто увеличиваются.
Любое колесо – симметричный вращающийся объект. Дисбаланс отсутствует при соблюдении двух правил:
· центр тяжести располагается на оси;
· все точки находятся на одинаковом расстоянии от центра.
Колесо является отбалансированным при совпадении осей вращения и инерции. К сожалению, при изготовлении любых деталей всегда присутствуют определенные погрешности. В результате колеса нельзя в полной мере назвать симметричными.
Существует 2 вид дисбаланса:
· Статический. Возникает, когда массы на оси распределены неравномерно. Во время вращения колеса, создается центробежное усилие (F). Когда машина движется, создается момент, имеющий переменной направление. В результате создаются условия для преждевременного выхода из строя подвески. Дисбаланс статического типа можно устранить с помощью усилия Fy, числовое значение которого аналогично F, но имеет противоположную направленность. Решить поставленную задачу можно с помощью грузика. Он должен быть установлен в месте, противоположном точки нахождения вызывающих дисбаланс масс.
· Динамический. Этот вид дисбаланса в том случае, если неуравновешенные массы находятся в плоскости колеса. В этой ситуации возникает 2 усилия (F), имеющих разное направление. Устранить этот вид дисбаланса можно только на специальном стенде. Сотрудники компании «Доктор Диск» во время проведения балансировки в большинстве случаев сталкиваются с комплексным дисбалансом.
В некоторых ситуациях причиной появления данной проблемы являются конструктивные особенности колеса:
· различный шаг рисунка протектора;
· диск имеет вентильное отверстие;
· тормозной диск оснащен регулировочным люком.
Кроме этого дисбаланс возникает и по другим причинам, например, из-за неточной геометрии.
Максимальное воздействие на дисбаланс оказывает покрышка. Именно этот элемент конструкции максимально удален от оси вращения. Кроме этого шины изготовлены из разных материалов, обладает большим весом и неоднородной структурой и т.д. Величина дисбаланса во многом зависит от расстояния неуравновешенной массы от оси вращения.
Дисбаланс возникает в основном из-за наличия следующих факторов:
Улучшение технологий изготовления колес является залогом снижения дисбаланса. Специалисты компании «Доктор Диск» рекомендуют контролировать дисбаланс каждые 2-3 тысячи километров пробега. При этом через каждый 10 тысяч необходимо проводить повторную балансировку.