Одним из составляющих элементов колеса автомобиля является колесный диск. Он представляет собой основы для крепежа покрышки, а основное назначение – передача крутящего момента для приводных валов. Трудности в выборе подходящих дисков связаны с использованием разных материалов и технологий производства автодисков. Каждый вид диска имеет как свои плюсы, так и минусы. Ключевым моментом при подборе диска является определение основных параметров, совместимых с конкретными моделями авто.
Автомобильные диски являются не только важным элементом дизайна машины, а еще и необходимой деталью для движения по трассе. Диск вместе с покрышкой образует колесо транспортного средства, которое закрепляется на ступице. Покрышка в свою очередь должна быть зафиксирована при помощи кольцевого выступа, а ее борт находится на полке, которая может быть представлена в таких размерностях, как стандартная, плоская или расширенная.
Ключевыми характеристиками, гарантирующими эффективность работы колес, являются прочность и жесткость диска. Для хорошего динамического функционирования на дорогах необходимо выбирать диски небольшой массы. С дисками небольшого веса также управлять машиной намного проще.
Диски различают по материалу и технологии изготовления. Они бывают штампованные (стальные), разборные (составные), литые и кованые.
Первый вид считается наиболее простым и недорогим. Их конструкция выглядит как сваренные между собой стальные штампованные элементы. К плюсам таких автодисков относят:
Среди минусов водители называют простоту дизайна, большой вес, плохую устойчивость к коррозии.
Литые диски еще называют легкосплавными. Они производятся из сплавов алюминия или магния. Такие изделия представляют собой единую конструкцию, отличаются высокопрочными характеристиками и притязательным дизайном.
К преимуществам литых дисков также относят:
Несмотря на большое количество плюсов литые диски довольно хрупкое изделие с плохим сопротивлением к ударам или повреждения. Часто причиной поломки диска называют их раскол, поэтому отремонтировать такое изделие не так уж просто и достаточно дорогостоящее мероприятие. Поверхность таких дисков требует дополнительной защиты, без которой портиться его внешний вид.
Кованые диски можно считать усовершенствованным вариантом литых дисков. Изготавливаются они посредством штамповки алюминиевых сплавов с добавлением магния или титана и последующей обработки. Недостатком таких дисков является большая их стоимость. Однако такие изделия достаточно прочные, легкие и устойчивые к нагрузкам.
Составные (комбинированные) автодиски соединили прочность кованных изделий и разнообразие оформления литых дисков. Несмотря на высокую цену такие диски имеют множество преимуществ.
Автомобильные диски соответствуют определенным параметрам:
В соответствии с требованиями к колесным дискам, ширина обода должна быть меньше ширины профиля практически на треть. Использование на дороге слишком широких или узких дисков может привести к ухудшению функционирования авто. Расстояние между полками для автодисков с диаметром до 14 дюймов может быть от 0,5 до 1 дюйма, если диаметр больше, то допустимо отклонение в 1-1,5 дюйма.
Монтажный диаметр диска определяется по уровню полок. Выпускаются диски диаметром 10-22 дюйма. Наибольшим спросом пользуются диски с диаметром 13-16 дюймов.
Выступ диска называют еще его вылетом. Он соответствует расстоянию от вертикальной оси симметрии диска до привалочной плоскости контакта со ступицей колеса. Выделяют нулевой выступ диска и положительный при выступе наружу по отношению к оси симметрии диска. Существует также вариант отрицательного выступа диска – в случае утопления ступицы по отношению к средине автодиска. Характеристика вылета обозначается ЕТ и измеряется в мм. Показатель вылета диска может находиться в пределах от минус 30 до 30. Для конкретного авто характеристика выступа указывается производителем.
Обозначение этого параметра – PCD. Сначала указывают диаметр расположения отверстий, а затем их количество. Традиционно значение этого параметра находится в пределах 98-104 миллиметров, а отверстий всего 4-6.
Важно при подборе дисков ориентироваться на его соответствии со ступицей. Это актуально для штатных колес машины. Диаметр центрального (посадочного) отверстия автодиска может находиться в пределах от 50 до 70 мм. Фирма-производитель зачастую производят отверстия незначительно, но все-таки большего диаметра. При этом в комплектацию диска входят наборы переходных колец.
Маркировка автодисков определяется его размерностью. Расположена она на внутренней части ступицы литого диска. В маркировке указываются:
Выбор автомобильного диска требует особого внимания как к техническим параметрам, так и к качеству материала и технологии изготовления дисков. Помимо этого, автовладельцы ориентируются на стоимость изделия и предпочтений по дизайну.